Печать
26.10.2010 00:00

НАДЗОР (РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН)

Одной из проблем в сфере промышленной безопасности является оценка возможности эксплуатации старого, отработавшего нормативный срок службы оборудования.

Оборудование, здания и сооружения стареют, увеличивается их износ; замена и обновление идут недостаточными темпами, а интенсивность использования оборудования, в связи с оживлением экономики и увеличением объемов производства, возрастают.

 

Ильгиз Набиев, заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора по промышленной безопасностиКритическое состояние нефтепромысловых трубопроводов, требующее принятия срочных радикальных мер, уже стало притчей во языцех.

Значительную часть аварий в нефтяном комплексе представляют именно разливы на технологических нефтепроводах, поэтому задача содержания их в надлежащем виде и наличия надежной системы диагностики разрывов должна быть у нефтяной компании в приоритете.

Большое количество нарушений, выявляемых в ходе комплексных, целевых и оперативных проверок, приходится на нарушения, связанные с безопасной эксплуатацией оборудования.

Ильгиз Набиев, заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора по промышленной безопасности:

– Общей проблемой, оказывающей влияние на состояние промышленной безопасности на опасных производственных объектах, остается высокая степень износа основных производственных фондов и, в первую очередь, оборудования и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. Одной из проблем, влияющих на уровень промышленной безопасности, является несвоевременное проведение работ по техническому диагностированию объектов магистрального трубопроводного транспорта и проведение незамедлительного ремонта по их результатам участков опасной эксплуатации трубопроводов.

Однако не во всех организациях данный вопрос находит должное внимание. Так, например, на балансе ОАО «Средне-Волжский транснефтепродукт» находятся 568 км магистрального продуктопровода «Альметьевск – Нижний Новгород», из них 276 км проходят по территории Татарстана. Продуктопровод введентв эксплуатацию в 1964 году, пересекает водные преграды Шешму, Каму, Мешу, Волгу и Свиягу, а также большое количество автомобильных и железных дорог.

В 2009 году ОАО «Средне-Волжский транснефтепродукт» направил на согласование в Приволжское управление Ростехнадзора график диагностирования 88 задвижек на этом продуктопроводе, при этом запланировав на 2010 год диагностику 11 задвижек, в 2011-м – 35, а в 2012-м – 37-и. График согласован не был, в адрес ОАО «СВТНП» направлен мотивированный отказ на основании того, что запланированные на 2010 год объемы диагностирования не решают вопросы безопасной эксплуатации линейных задвижек, установленных на опасных участках эксплуатации (переходы через реки и ручьи, автодороги и железные дороги, участки близкого расположения населенных пунктов). Управление неоднократно письменно информировало руководство ОАО «АК «Транснефтепродукт» о необходимости проведения полного технического диагностирования данного магистрального продуктопровода с целью определения его технического состояния и возможности его дальнейшей эксплуатации. Однако руководством ОАО «АК «Транснефтепродукт» принимались половинчатые решения (проводилась диагностика акустико-эмиссионным методом отдельных участков), не позволяющие определить работоспособность данного продуктопровода. В результате непринятия действенных мер по определению технического состояния продуктопровода в 2007 году произошли 2 аварии со значительным экологическим ущербом на территории Нижегородской области и республики Чувашия, напрямую связанные с неудовлетворительным техническим состоянием магистрального продуктопровода. В том же году по материалам расследования причин происшедших аварий были составлены два протокола о временном запрете деятельности МНПП «Альметьевск – Нижний Новгород» ОАО «СВТНП» и направлены соответствующие материалы в суды г. Кстово Нижегородской области и г. Ядрин республики Чувашия для административного приостановления деятельности данного магистрального продуктопровода на срок до 90 суток. Однако постановлениями судов ОАО «СВТНП» лишь было оштрафовано. В 2007 году, после проведенных проверок выполнения мероприятий, разработанных по результатам расследования аварий, Управлением дважды направлялись в суды материалы административного производства, возбужденного в отношении ОАО «СВТНП». По постановлениям судов ОАО «СВТНП» было лишь оштрафовано.

Если бы во всех случаях проводилось своевременное диагностирование, то аварии были бы предотвращены, так как дефекты были легко обнаруживаемы и очевидны.

Вопросам безопасной эксплуатации длительно работающего оборудования и прогнозирования его работоспособности в настоящее время во всем мире уделяется повышенное внимание. В России приняты законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О техническом регулировании».

По некоторым отраслям промышленности, таким как химическая, более 70 процентов промышленного оборудования отработало свой расчетный срок. К тому же, разрушения длительно работающего оборудования часто приводят к техногенным катастрофам с человеческими жертвами. В таких условиях возрастает ответственность владельцев опасных производственных объектов и экспертных организаций за безопасную эксплуатацию технических устройств за пределами нормативного срока службы.

Экспертизой промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Приволжскому управлению Ростехнадзора, занимаются 156 организаций, имеющих лицензии на данный вид деятельности. Экспертиза промышленной безопасности – это оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.

Объектами экспертизы являются как проектная документация на строительство, так и расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного промышленного объекта, технические устройства, а также здания и сооружения на опасных производственных объектах. В результате экспертизы устанавливаются дефекты или отклонения от норм в устройстве, изготовлении и применяемых материалах или неполадки, возникающие при эксплуатации объекта. То есть эксперты являются как бы врачами по материалу, сварным швам и оборудованию в целом: выискивают больные и слабые места, устанавливают причины их образования и рецепты лечения – необходимость и объем восстановительного ремонта. В своей работе эксперты дают своеобразную клятву Гиппократа. Последствиями некомпетентности или недобросовестности могут быть человеческие жизни, серьезный экологический и экономический ущерб.

Камиль Минабутдинов, директор ООО «Центр ДиС»:

– Экспертные организации Татарстана работают по всем направлениям надзора, кроме объектов, связанных с перевозкой опасных грузов на железнодорожном транспорте. Сегодня современные приборы позволяют надежно выявлять дефекты и отклонения для всех типов оборудования и трубопроводов. С точки зрения возможности проведения обследования хуже обстоит дело с трубопроводами малого диаметра, тепловодами и водоводами. Хочется отметить, что экспертиза зданий и сооружений активно проводится только по предприятиям химии и нефтехимии, газообеспечения, газораспределения и металлургической промышленности. На предприятиях по другим видам надзора, на мой взгляд, обследованию зданий и сооружений уделяется недостаточное внимание. Экспертная организация должна быть независимой. В настоящее время решены не все вопросы, связанные с цивилизованным проведением работ по промышленной безопасности. Экспертное заключение не всегда может быть объективным, если не будут решены на юридическом, договорном уровне вопросы, связанные с проведением экспертизы промышленной безопасности. Если раньше экспертные организации приглашались заказчиком по принципу «быстрее и дешевле» и тендеры проводились по каким-либо меркантильным соображениям, то сейчас условия выбора ужесточаются. Ростехнадзор требует не только своевременного, но и качественного приборного обследования.

Так, при строительстве очень важен момент, на какой стадии процесса создания производства подключать экспертную организацию, так как довольно часто документация попадает на стол эксперта, когда выполнена уже большая подготовительная работа, когда выбрана площадка для строительства объекта, осуществлено размещение производственных, административно-бытовых и вспомогательных корпусов на генеральном плане. И все это делается без учета влияния опасного производственного объекта. Хотя уже на стадии выбора площадки и в процессе проектирования можно было бы предусмотреть и согласовать в дальнейшем специальные компенсирующие мероприятия.

Иногда высказывается мнение, что экспертиза промышленной безопасности, в частности техническое диагностирование оборудования опасных производств, проводимая специализированными организациями, сопряжена с финансовыми издержками, зачастую неоправданными. Сэкономить, безусловно, можно…